пятница, 11 сентября 2015 г.

Затронувшие душу строки



Как в нашу жизнь входит поэзия? Когда мы начинаем осознавать, что это такое? Как возникает интерес к чтению стихов, к знакомству с их авторами? Почему некоторые строки западают нам в душу на всю жизнь, а другие оставляют равнодушными?
Об этом шел разговор на июньской встрече в литературно-музыкальной гостиной Опаринской центральной библиотеки им. Н. А. Яхлакова. Называлось мероприятие «Строки, затронувшие душу». Эту тему предложили постоянные участники наших встреч, которые и являются истинными любителями и ценителями поэтического слова.



Татьяна Юрьевна Петухова прочитала басню И. А. Крылова «Две собаки», Почему именно ее?
«Я училась в школе, классе в пятом. У меня был громкий голос, но стихи читать я совсем не умела, - вспоминала она. – Наша учительница Валентина Михайловна Багина как-то оставила меня после уроков и спросила: «У тебя такой красивый и звонкий голос. Но почему ты так монотонно  и невыразительно читаешь стихи?»
«А как нужно?» - поинтересовалась я.
Мы селя рядом, и Валентина Михайловна  начала читать басню «Две собаки» - по ролям, за Барбоса и за Жучку. Мне стало интересно. С тех пор я начала читать стихи все осознаннее и выразительнее. Потом стала выступать на сцене. Очень важно, чтобы в нужное время на твоем пути встретился нужный человек».
Галина Никитична Раимбекова. «Мое знакомство с поэзией началось еще в школе. Мы брали сборники стихов в библиотеке, специально ходили в книжный магазин, чтобы взять книгу с полки  (не купить!) – и тут же полистать. Переписывали друг у друга понравившиеся стихотворения в тетрадки.
В 1965 году и я завела такую тетрадь. Храню ее до сих пор. Одним из первых в ней записано стихотворение, встретившееся в газете за подписью: «Анатолий Быстров, студент историко-филологического факультета Кировского пединститута». Так я впервые узнала об этом поэте.
Чем старше мы становимся, тем чаще вспоминаем молодость, детские годы. В 60-е годы я училась в Опаринской восьмилетней школе. Дважды, в 4-м и 7-м классах, ездила в пионерский лагерь под Пинюгом. Стихотворение Ларисы Рубальской, которое так и называется – «Пионерский лагерь» - всколыхнуло мне душу».
Тамара Петровна Андреева, в прошлом учитель русского языка и литературы Опаринской средней школы, всю жизнь собирала и записывала интересные ей стихи. Одно из них, хранимое в памяти долгие годы, прочитала. Оно о любви. Автор сравнивает любимую с морем, с волнами, с зимой. А завершает так:
Климат наших отношений непригоден для здоровья:
Бури, ветры, ураганы мчатся, нервы теребя.
Я давно назвал мученьем то, что ты зовешь любовью.
Я б давно тебя покинул, но ведь я люблю тебя…
 Как говорится, каждому свое…
Один из самых любимых поэтов Тамары Петровны – Владимир Маяковский. И чем старше она становится, тем глубже погружается в его достаточно сложные стихи,  всякий раз открывая в них для себя что-то новое.
Елена Юрьевна Блинова вспомнила стихотворение, которое они с подружкой сочинили еще в начальной школе – про кошку Машку и ее котенка. Написали шутки ради, но получилось забавно и интересно – даже районная газета напечатала.
Любимые поэты Елены Юрьевны – Давид Самойлов, Сергей Есенин. Но ближе других, пожалуй,  творчество вятской поэтессы Людмилы Ишутиновой. Ей выпала нелегкая судьба, из-за тяжелой болезни нить жизни оборвалась до срока. Но она было очень мужественным, сильным духом, жизнелюбивым человеком. Хотя сама нуждалась в постоянной помощи и участии.
Так хочется порою опереться
На сильное надежное плечо…
 Анечка Бабкина в силу возраста пока не может сама себе подбирать репертуар, для нее и за нее это делает мама, Ирина Юрьевна. Аня прочитала трогательное стихотворение Зинаиды Александровой «Подснежник».   Цветок, распустившийся самым первым, не смог противостоять морозам. Но даже погибая, он повторял:
…Умру, но не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
 Ирине Юрьевне Бабкиной особенно близка поэзия Татьяна Тунгусовой. «Эти стихи легко читать, легко понимать, - сказала Ирина. – Родная природа, узнаваемые люди, деревенский быт – все близко и знакомо».
Поэзия в этой семье присутствует с раннего детства каждого из ее членов. Когда Ирина была маленькой, она любила заучивать стихи наизусть. Подросли дети – учила стихи с ними.
Прозвучали стихотворения Т. Тунгусовой «Солнечная ягода» и «Имена».
Арина Блинова прочитала отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» «У Лукоморья дуб зеленый…» Выучить его нужно было за лето по школьной программе.
И вот что интересно (это отметили все участники встречи): почему «Лукоморье», которое заучивали наизусть  в начальной школе, помнят все и в любом возрасте? Это что-то поразительное! Сошлись во мнении – это гениальное произведение гениального поэта.
Елена Геннадьевна Засобина: «Нет стихов плохих или хороших. Просто на определенном отрезке жизненного пути пересекаются и совпадают какое-то событие и поэтические строчки. Такие строки остаются у тебя в душе навсегда.
В десятом классе я много читала, тогда и познакомилась с творчеством Анны Ахматовой. Не знаю, почему, но ее стихи затронули мне душу. Мне стали интересны не только они, но и биография поэта – я прочла много книг о ней и её окружении. То небольшое стихотворение, с которого и возник мой интерес, начинается так:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Я долго не могла понять, почему память хранит его? Пока недавно не вычитала фразу: "У меня такое ощущение, что автор вырывает из груди моё сердце и оставляет там чистку своего". И всё встало на место.
Все мы родом из детства, Я родилась далеко от вятской земли, но меня до сих пор тянет в те края. Возможно ли возвращение в те места, где ты когда-то был счастлив, и нужно ли делать это? Ответ я нашла в одном из стихотворений Геннадия Шпаликова:
По несчастью или к счастью истина проста:
Никогда не возвращайтесь в прежние места.
Даже если пепелище выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь, ни тебе, ни мне...
Наверное, и в самом деле попытка вернуться в прошлое чаще всего заканчивается неудачей и оборачивается большим разочарованием. Поняла я это, прочитав простые и такие мудрые строчки".
Наталия Стапановна Смирнова: "К поэзии я прикоснулась совсем недавно. Мне очень нравится заучивать стихи, познавать их суть, проникать в замыслы авторов. Настоящим открытием стало творчество Эдуарда Асадова. Разве могут кого-то оставить равнодушными такие строки?
Как много тех, с кем можно лечь в постель.
Как мало тех, с кем хочется проснуться...
Открытием для меня стали и произведения Павла Шавловского. Он молод. Его стихи - скорее притчи или баллады религиозной тематики. Чтобы их создавать, наверное, человек сам должен пройти через какие-то испытания, пережить многое. В стихотворении "Сирота2 он рассказал историю, которую услышал в Индии. Она - о девочке, которую жизнь поставила перед трудным выбором. Но она не сломалась".
Наталия Стапановна не просто читала любимые стихи - это была мелодекламация под удачно подобранную музыку, звучание которой лишь подчеркивало глубину содержания.
Как-то сам собой после стихотворения "Сирота" разговор перешёл в несколько иную плоскость: о вере, о церкви, о воскресных школах, куда идут чем-то обделённые дети. Был задан вопрос: а каждому ли человеку можно доверить сокровенное, раскрыть душу? Пришли к выводу, что общение читателя и поэта и есть тот самый разговор по душам, которого многим в суете будней так не хватает.
Любимые стихи долго ещё звучали в тот вечер. Анюта Сергеевна Чеснокова прочла стихотворение Андрея Дементьева"Никогда ни о чём не жалейте вдогонку, если то, что случилось, нельзя изменить...". Татьяна Вениаминовна Тунгусова познакомила с малоизвестным произведением Бориса Заходера - поэмой "Листки". Этот автор больше знаком нам как переводчик на русский язык любимого детьми произведения "Винни-Пух и все-все-все". Строки Вероники тушнувой, Алексея Решетова, Ирины Снеговой и вновь Эдуарда Асадова - кому-то они были знакомы, кто-то услышал их впервые. Но равнодушными они не оставили никого, это точно.
Своеобразный итог встречи подвела Галина Никитична Раимбекова: "Иногда читаешь стихотворение - вроде все слова хорошие, правильные, но не "цепляет". А откроешь случайно поэтический сборник - вот оно, про тебя, как будто кто-то специально подсовывает в нужный момент. И понимаешь, это твоё стихотворение, твой опыт, твой собеседник".




Комментариев нет:

Отправить комментарий