суббота, 28 февраля 2015 г.

Тихая моя родина...



Февральское занятие литературно-музыкальной гостиной при Опаринской центральной библиотеке им. Н. А. Яхлакова  было посвящено творчеству Николая Рубцова.
Этого русского поэта  сейчас  называют классиком отечественной поэзии. Но в 60-е годы  XX века, когда поэты собирали тысячные аудитории и на стадионах гремели Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, голос Николая Рубцова был почти не слышен.

Кто же он, Николай Рубцов? Как жил, как творил своим удивительные стихи?  Жизнь его оборвалась обидно рано. В 1971 году,  когда он погиб, поэту было неполных  35 лет.

Знакомство с его творчеством  началось  со стихотворения «Тихая моя родина».  В нем – трогательные воспоминания Рубцова о детстве, о той малой родине, «самая жгучая связь»  с которой не прерывалась  до конца его дней.

Николай Рубцов родился в поселке Емецк Архангельской области, позднее семья переехала в  Никольское на Вологодчину.   Отец работал в сельпо, мать сидела с детьми – в семье их было шестеро.

Все оборвалось в 1942  году. Умирает мама, уходит на фронт отец. Детей распределяют по детским домам и родственникам. Шестилетний Коля попадает в детский дом. Что это такое, да еще в военное время,  да еще на севере, объяснять не надо. 
Но жизнь продолжалась. Учился Коля хорошо, много читал. Начитавшись книг о морских путешествиях, мальчик буквально заболел морем. Закончив 7 классов, 14-летний Рубцов отправился в Ригу, где было мореходное училище.  Мореходка не приняла подростка – не вышел возрастом. Но до моря он все-таки добрался. Эскадренный миноносец на четыре армейских  года стал для него родным домом.

После армии Рубцов едет в Ленинград, устраивается на Кировский завод и ведет обычную жизнь обычного рабочего паренька. Записался в литобъединение при заводе. И в 1961 году его стихи вошли в сборник «Первая плавка».

А дальше – дальше началась совсем другая жизнь.  В 1962 году вышел полноценный поэтический сборник Николая Рубцова. Он успешно сдает экзамены в Литературный институт и уезжает в Москву.

Николай стал студентом. И хотя не ходил в гениях, его ценили. Многие из его стихов становятся песнями. Кажется, все налаживается. У него появляются поклонники и поклонницы. Было в этом человеке, невзрачном на вид – небольшого роста, щуплом, с ранней лысиной, нередко пьяненьком – что-то, что притягивало женские сердца. Одна из женщин, Генриетта Меньшикова, подарила ему в 1963 году дочь Лену.

Но не было дано этому человеку покоя. По своей природе он был и остался скитальцем. Сам он говорил так:
Как будто ветер гнал меня по ней.

По всей земле – по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

То он в Москве, то в Вологде, то в  Сибири, то на Алтае… Его  трижды выгоняют из Литературного института за скандалы и драки и трижды восстанавливают. Ему негде жить, он ночует у знакомых, а иногда и просто на вокзале, скитаясь  с ободранным чемоданом, набитым стихами

Что гонит его по свету? Гордость? Честолюбие? Самолюбие? Или сиротство. Сиротство души. Он всегда был одинок, всегда не такой, как все. У него был трудный, неуравновешенный, глубоко противоречивый характер.  Но в самые трудные минуты жизни поэт всегда возвращался в свое Никольское, где  вырос. Здесь были  написаны  его лучшие стихи. Однажды он сказал:
Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом еще на чем-то вроде,

 Потом верхом, потом пешком.

Пройду по волоку с мешком

И буду жить в своем народе!

Любовь к своему народу, к родному краю не могли не вылиться в стихи, печальные  и очень светлые, пронизанные болью за отчий дом и отчий край. Тема Родины стала стержневой темой поэзии Рубцова. Он,  как никто, остро чувствует родство, кровную, вековечную связь с родной землей, не только с ее настоящим, но и  прошлым. Говорит об этой любви он негромко, без особых восклицаний и клятв – недаром его поэзию называли «тихой».

Когда трепещет душа, когда ищешь правильный путь в этой жизни, рука невольно тянется к томику стихов Рубцова, к тому высокому чувству, которым наполнен чистый родник его поэзии. Да, его стихи – это родник, к которому припадаешь губами и пьешь ледяную влагу, но от нее никогда не бывает простуды.

Николай Рубцов обладал потрясающим даром предвидения, который свойствен только настоящим поэтам. Многое из того, о чем он писал, сбылось. В частности, он  чувствовал, что ему отпущен короткий срок на земле, и предвидел свою скорую смерть.

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы –

19 января 1971 года, в пору крещенских морозов, поэт трагически погиб.  Николай Рубцов успел написать чуть более двухсот стихотворений. Но в них вмещен целый мир,  мир притягивающий и не отпускающий.

Сегодня Рубцов очень нужен нам – хотя бы для того, чтобы иногда напоминать:

Мы сваливать не вправе

Вину свою на жизнь.

Кто едет, тот и правит,

  Поехал, так держись.

        Душа Николая Рубцова  болела не о чем-то личном – о родине большой и малой. Именно поэтому на его могиле в Вологде написана строка из стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Это как завещание поэта поколениям, которые придут после него. 

Стихи для вечера, посвященного творчеству Рубцова, подготовили не только работники библиотеки, но и  участники самодеятельности районного Центра культуры и досуга, ребята из театрального кружка «Маска».  Их очень выразительно прочли Галина Раимбекова, Антонина Боброва, Елена Засобина, Наталия Смирнова,  Мария Гарская и Егор  Усов.


В записи звучали песни на стихи Николая Рубцова.

Следующее занятие литературно-музыкальной гостиной в марте будет посвящено творчеству вятской поэтессы Маргариты Котомцевой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий